Библейская этика и закон Божий

Есть определенные этические задачи, которые стоят перед нами каждый день. Иисус повлиял на формирование иудейской этики. Поговорим о том, что такое «Библейская этика».

Для начала посмотрим, что пишет Википедия насчет этики:

Э́тика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.

Поскольку нам здесь еще потребуется слово: «Приоритет», то сразу выпишем его из Википедии:

Приоритéт (лат. prior «первый, старший») — понятие, показывающее важность, первенство. Например, приоритет действий определяет порядок их выполнения во времени.

Ну а теперь будем размышлять. Что значит наименьшая и наибольшая заповедь?

Наибольшую заповедь надо знать, как молитву, она определяет нашу любовь к Богу:

Гл.20

         1       И изрек Бог все слова сии, говоря:

         2       Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

         3       да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исход).

Что значит – наименьшая заповедь? Тоже любовь, но к ближнему своему:

36     Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

         37     Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

         38     сия есть первая и наибольшая заповедь;

         39     вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

         40     на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф., глава 22).

Что означают любовь к Богу и любовь к ближнему в законе Божьем? Это настолько широкие понятия, что в Своем ответе Иисус не стал объяснять библейскую этику.

Однако, Иисус не придумал новые заповеди, Он взял их из Торы. Эти две заповеди являются основой закона и пророков.

Каждому иудею без объяснений понятно, что шесть статей декалога реализуют любовь к ближнему, на картинке ниже с 5 по 10.

А первые четыре статьи закона Божьего реализуют любовь к Богу, на картинке с 1 по 4 включительно.

закон божий, библейская этика

К сожалению, христиане воспринимают так, будто вместо Торы Иисус дает всего эти две заповеди: заповедь наибольшую, это – любовь к Богу, а наименьшую – любовь к ближнему.

Будь это, в самом деле, так, то все было бы слишком расплывчато, и никакой конкретики в Библии не было бы. К счастью, Библия – довольно конкретный документ для жизни верующих.

Для того, чтобы ответить правильно на вопросы по наименьшей и наибольшей заповедям, нужно обратиться к таким понятиям, как библейская этика и наши приоритеты.

Помни день субботний

К примеру, возьмем 4-ю статью Божьего закона, помни день субботний:

8       Помни день субботний, чтобы святить его;

         9       шесть дней работай и делай всякие дела твои,

         10     а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

         11     ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исход, 20 глава).

Что значит, не делай никакой работы? В Торе есть определенные примеры, и один из них: не зажигай огня в субботний день. Можно понимать по-разному, как и где не зажигать огня.

К примеру, можно не разжигать костер в лесу в субботний отдых – это просто. А не нажимать кнопку электрического прибора – насколько это разумно и просто в наши дни?

И тут сразу появляются вопросы, которые называются «этика», то есть, вопросы нравственности и морали.

В нашем случае, это – библейская этика, поскольку нравственность и мораль нас интересуют именно с библейской точки зрения.

Как сегодня применять законы Торы? Что мы считаем работой? Если в иудейской традиции есть список, чего нельзя делать, то у христиан такого списка нет.

Над иудейским списком можно посмеяться. Можно посмеяться и над христианскими опасениями. Однако, причина здесь кроется очень серьезная.

Есть о чем поразмышлять над законом Божьим. Не случайно в Писании сказано:

1       Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

         2       но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! (Пс. 1).

Нагорная проповедь – это библейская этика

Нагорная проповедь Иисуса Христа – это, если можно так сказать, делание библейской этики.

Этика включает в себя три задачи.

Во-первых, определение приоритета: что для нас является приоритетом в конкретном случае.

Во-вторых, определение того, насколько строго мы подходим к решению того или иного вопроса.

В-третьих, построение ограды, – какую черту мы не можем переступить.

Свои приоритеты мы можем расставлять, согласно библейской этике. Например, что важнее: спасение жизни или соблюдение субботы?

Как мы знаем из Евангелия, Христос лечил в субботу людей. В наше время встает вопрос: выходить ли на работу медикам в субботу?

Медицинская работа связана со спасением жизни людей. Исходя из того, что Христос лечил в субботу людей, значит, спасение людей дороже соблюдения субботы.

Следовательно, не всякая заповедь одинакова. И вера наша в живого Бога живая, она не предполагает слепое следование указаниям. Бог нам дал выбор, и Бог нам дал разум.

Мы вольны размышлять и задаваться вопросом: за что и почему накажет нас Бог?

Точно также можно поразмышлять над вопросом десятины. Даже заповедь: «Не убей», оказывается, требует нашего вдумчивого отношения не только к нашему поведению, но и к нашим словам.

Возможно, для многих будет новым понятие «Библейская этика», но она сильно облегчит нашу христианскую жизнь. Главное, помнить о том, чтобы поставить ограду, то есть, не переступить черту Божьего закона.

Очень хорошо по всем затронутым вопросам сказал свою очередную видео проповедь Александр Владимирович Болотников.

Проповедь называется: КАКАЯ ЗАПОВЕДЬ НАИМЕНЬШАЯ В ЗАКОНЕ.

И да благословит вас Господь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *