Есть определенные этические задачи, которые стоят перед нами каждый день. Иисус повлиял на формирование иудейской этики. Поговорим о том, что такое «Библейская этика».
Для начала посмотрим, что пишет Википедия насчет этики:
Э́тика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.
Поскольку нам здесь еще потребуется слово: «Приоритет», то сразу выпишем его из Википедии:
Приоритéт (лат. prior «первый, старший») — понятие, показывающее важность, первенство. Например, приоритет действий определяет порядок их выполнения во времени.
Ну а теперь будем размышлять. Что значит наименьшая и наибольшая заповедь?
Наибольшую заповедь надо знать, как молитву, она определяет нашу любовь к Богу:
Гл.20
1 И изрек Бог все слова сии, говоря:
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исход).
Что значит – наименьшая заповедь? Тоже любовь, но к ближнему своему:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф., глава 22).
Что означают любовь к Богу и любовь к ближнему в законе Божьем? Это настолько широкие понятия, что в Своем ответе Иисус не стал объяснять библейскую этику.
Однако, Иисус не придумал новые заповеди, Он взял их из Торы. Эти две заповеди являются основой закона и пророков.
Каждому иудею без объяснений понятно, что шесть статей декалога реализуют любовь к ближнему, на картинке ниже с 5 по 10.
А первые четыре статьи закона Божьего реализуют любовь к Богу, на картинке с 1 по 4 включительно.
К сожалению, христиане воспринимают так, будто вместо Торы Иисус дает всего эти две заповеди: заповедь наибольшую, это – любовь к Богу, а наименьшую – любовь к ближнему.
Будь это, в самом деле, так, то все было бы слишком расплывчато, и никакой конкретики в Библии не было бы. К счастью, Библия – довольно конкретный документ для жизни верующих.
Для того, чтобы ответить правильно на вопросы по наименьшей и наибольшей заповедям, нужно обратиться к таким понятиям, как библейская этика и наши приоритеты.
Помни день субботний
К примеру, возьмем 4-ю статью Божьего закона, помни день субботний:
8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исход, 20 глава).
Что значит, не делай никакой работы? В Торе есть определенные примеры, и один из них: не зажигай огня в субботний день. Можно понимать по-разному, как и где не зажигать огня.
К примеру, можно не разжигать костер в лесу в субботний отдых – это просто. А не нажимать кнопку электрического прибора – насколько это разумно и просто в наши дни?
И тут сразу появляются вопросы, которые называются «этика», то есть, вопросы нравственности и морали.
В нашем случае, это – библейская этика, поскольку нравственность и мораль нас интересуют именно с библейской точки зрения.
Как сегодня применять законы Торы? Что мы считаем работой? Если в иудейской традиции есть список, чего нельзя делать, то у христиан такого списка нет.
Над иудейским списком можно посмеяться. Можно посмеяться и над христианскими опасениями. Однако, причина здесь кроется очень серьезная.
Есть о чем поразмышлять над законом Божьим. Не случайно в Писании сказано:
1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! (Пс. 1).
Нагорная проповедь – это библейская этика
Нагорная проповедь Иисуса Христа – это, если можно так сказать, делание библейской этики.
Этика включает в себя три задачи.
Во-первых, определение приоритета: что для нас является приоритетом в конкретном случае.
Во-вторых, определение того, насколько строго мы подходим к решению того или иного вопроса.
В-третьих, построение ограды, – какую черту мы не можем переступить.
Свои приоритеты мы можем расставлять, согласно библейской этике. Например, что важнее: спасение жизни или соблюдение субботы?
Как мы знаем из Евангелия, Христос лечил в субботу людей. В наше время встает вопрос: выходить ли на работу медикам в субботу?
Медицинская работа связана со спасением жизни людей. Исходя из того, что Христос лечил в субботу людей, значит, спасение людей дороже соблюдения субботы.
Следовательно, не всякая заповедь одинакова. И вера наша в живого Бога живая, она не предполагает слепое следование указаниям. Бог нам дал выбор, и Бог нам дал разум.
Мы вольны размышлять и задаваться вопросом: за что и почему накажет нас Бог?
Точно также можно поразмышлять над вопросом десятины. Даже заповедь: «Не убей», оказывается, требует нашего вдумчивого отношения не только к нашему поведению, но и к нашим словам.
Возможно, для многих будет новым понятие «Библейская этика», но она сильно облегчит нашу христианскую жизнь. Главное, помнить о том, чтобы поставить ограду, то есть, не переступить черту Божьего закона.
Очень хорошо по всем затронутым вопросам сказал свою очередную видео проповедь Александр Владимирович Болотников.
Проповедь называется: КАКАЯ ЗАПОВЕДЬ НАИМЕНЬШАЯ В ЗАКОНЕ.
И да благословит вас Господь!